Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 16:00 |
СП ГБОУ СОШ №12 г.Сызрани | |
Приветствую Вас Гость |
|
Воспитание уважения и чуткости у дошкольниковВоспитание уважения и чуткости у дошкольников Нам, педагогам и родителям,
очень хочется, чтобы дети были чуткими, внимательными и заботливыми. Но не
всегда сбываются родительские желания. Причина тому - наши упущения и ошибки в
воспитании. Нравственные отношения
ребенка к окружающим формируются в процессе общения со взрослыми и детьми.
Обычно первые чувства детей связаны с личностью родителей и близких. Ребенок
отвечает любовью на любовь. Он довольно тонко улавливает, как относятся к нему
взрослые и насколько искренни их чувства. «Дети, - писал великий русский
педагог К. Д. Ушинский,- даже еще в младенческом возрасте приучаются уже
угадывать сердцем чувства взрослых, и в этом отношении детская проницательность
поразительна». Трудно взрослому рассчитывать на привязанность детей, если он их
сам не любит. Для воспитания у ребенка
правильного отношения к людям важно, чтобы близкие обращались с ним тепло и
ласково. Ведь они являются для него представителями рода человеческого. Если
родители своей душевностью и добротой завоюют его любовь, можно надеяться, что
он будет с доверием относиться и к другим людям. Нужно сразу же отметить,
что любить ребенка - это не значит постоянно ласкать его. Чувства проявляются
во всем поведении взрослого: в том, как он разговаривает с малышом, как
разрешает и запрещает ему что-то, как кормит его и укладывает спать и т. д.
Бесконечные поцелуи и ласки лишь тяготят ребенка, вызывают у него досаду и
недовольство. Привязанность ребенка к
близким создает лишь предпосылки для возникновения у него положительного отношения
к окружающим. Оно продолжает развиваться и закрепляться в процессе общения с
чужими для ребенка людьми. Малыш должен сам на опыте убедиться, что и чужие
люди тоже добрые, хорошие и ласковые. Вместе с тем большое
влияние на поведение ребенка оказывает отношение близких для малыша людей к
окружающим. Мы, взрослые, иногда сами сеем в наших детях семена недоверия к
людям. «Смотри, - предостерегает иная бабушка своего плачущего внука, - не
перестанешь реветь, тебя посадит в мешок вот этот дядя и заберет с собой» -
и, делая страшную гримасу, показывает на первого проходящего мужчину. И малыш
старается не плакать: вдруг незнакомые дяди и в самом деле такие злодеи?
Недопустимость подобных «воспитательных» приемов очевидна. Если домашние с
неприязнью говорят об окружающих, это вызывает у ребенка смутное чувство
недоверия к ним. И напротив, когда он видит проявления доброты, это ему
внушает мысль о том, что люди вокруг - добрые, хорошие. Для воспитания
положительного отношения к окружающим очень важно также, чтобы члены семьи
были гуманными, мягкими и сердечными в своих собственных взаимоотношениях, с
уважением отзывались друг о друге, особенно о старших. Но здесь возникает
вопрос: всегда ли нужно хорошо отзываться в присутствии ребенка о другом
человеке? Как быть, если человек - пусть даже взрослый - не заслуживает добрых
слов? Эти вопросы неизбежно возникают перед родителями, когда дети достигают 4-5-летнего
возраста и многое начинают понимать сами. Нужно ли оправдывать
взрослого ради того, чтобы поддержать его авторитет в глазах малыша? Ни в коем
случае! Мимо грязной лужи, в
которой лежит пьяный мужчина, проходит женщина с ребенком. «Мама, - спрашивает
сын, - почему дядя лежит здесь? Разве можно лежать в грязи?» - «Это, сынок, -
отвечает мама, - плохой дядя. Хорошие дяди никогда так не делают». Разве можно защищать
тех, кто показывает дурные примеры? Напротив, нужно решительно осуждать их с
тем, чтобы у малыша никогда не возникло желание им подражать. Если воспитывать
человека только на положительных примерах, у него никогда не выработается «иммунитет»
к плохому. Куликова Л.В. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |