Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 18:54 |
СП ГБОУ СОШ №12 г.Сызрани | |
Приветствую Вас Гость |
|
страничка воспитателя Беловой В.К.Сказкотерапия
как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитатель Белова Вера Константиновна. СП ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани
Что
такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знание
испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При
чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об
окружающем мире, безусловно лечит. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это
лечение сказками, имеют ввиду совместное с ребенком открытие тех знаний,
которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказкотерапия – это еще
и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться
потенциальные части личности. Так
что же такое сказкотерапия? Сказкотерапия
– это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в
реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок,
находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в
жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Наблюдая
за детьми в процессе игры, на занятиях, на экскурсиях, в свободной
деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание,
память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко
перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать,
живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и
непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Опираясь на свой опыт, я заметила, что на развитие речи плохое влияние
оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведет к
понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявляя свои
способности. Работая
в логопедической группе, я так же заметила, что у детей при ряде речевых
нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная
недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движение пальцев
рук тесно связаны с речевой функцией. Исходя из
вышесказанного, я построила свою работу с детьми по сказкотерапии, развитию
речи и творческой активности, уделяя большое внимание развитию мелкой моторики
пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, играли в пальчиковые
игры. Конечно, дети еще и рисовали сказки, используя различные изобразительные
средства. Сказки на песке – одно из самых любимых занятий детей. По ходу сказки
дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать,
расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях преодолеваются
барьеры общения, развивается речь, комммуникативные навыки, внимание,
чувственное восприятие, мышление, воображение. Мы не только читаем сказки, но и
обыгрываем их. Широко используем театральные этюды. Роли подбираем в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его речевого диагноза и
коррекционных задач. Все это мне помогают определить специалисты – психолог,
логопед, физинструктор, музыкальный руководитель. В логопедическом кабинете оформили панно для
развития тактильных ощущений и обыгрывания сказок. Для развития
самостоятельного художественного творчества большое значение имеет организация
среды и то как ее воспринимает ребенок, так как обучение творчеству возможно
только в совместной деятельности ребенка и взрослого и в комфортном для ребенка
состоянии. Только в совместной деятельности «Ребенок – Родитель – Педагог»
работа будет наиболее успешной. Мы старались создать такие условия в группе,
чтобы дети могли реализовывать свои желания, действовать, развивать фантазию, а
следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно-речевой
деятельности мы использовали ковролин с набором фигурок персонажей и декораций,
игрушки для настольного театра, пальчиковый театр, перчаточных кукол-самоделок,
шапочки-маски, костюмы в уголке ряженья, ширмы для кукольного театра, теневой
театр, набор кассет для прослушивания сказок, музыки. Для того, чтобы
перевоплотиться в героя сказки и войти в сказочную среду, был сделан «волшебный
цветок» и «ковер-самолет». Я считаю, что работа по сказкотерапии дает хорошие
результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к
нему, научились … другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более
раскованы, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.
Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь стала образной, выразительной. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |