Статистика |
---|
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольниковОсобенности
гендерной социализации
в игровой деятельности дошкольников
Проблемы
гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и
педагогов. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в
процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и
культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками),
а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного
подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково
способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в
современном обществе.
Гендерный подход в
образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей
идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и
самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные
возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства
независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому
оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы
жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя
гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические
особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических
различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием
социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем
возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как
изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате
сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а
также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Современная
ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости,
женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости,
инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В
мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что
действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на
помощь.
Все мы знаем, что
период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все
важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом
возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то
есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность,
хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и
«девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка
через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок
подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих,
и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Ребёнок ещё и не
использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает
вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит
не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую
часть времени.
Общеизвестно, что
среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником
его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная
среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической,
игровой, умственной и. т. д. ), но и является основой его самостоятельной
деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае
состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр
возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов
её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого
ребёнка.
В дошкольном
возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной
игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов
и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое
внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных
особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
- На привлекательность игрового материала и ролевой
атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально
одобряемых образов женского и мужского поведения;
- На достаточность и полноту материала для игр, в
процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения
женщины – матери;
- На наличие атрибутики и маркеров игрового
пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков
представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и
раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой
они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими
человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто
воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и
называть свою роль: «Я-мама, Я – папа».
Когда у игрушек
привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство
симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей
выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова,
обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые
образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и
мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Важная роль в
развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного
строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем
самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая
машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием
для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что
мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах,
установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным
недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых
действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины,
совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или
многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие
проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые
действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны
мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет
установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они
ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять
меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя
состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит,
как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно
играет с девочками и мальчиками.
Кроме того,
объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог
может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом
включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю
приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться,
играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые
порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если
учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в
игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает
разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет
меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили
агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат,
лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики
очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые
часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек
для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно
– разборные модели транспорта».
Для игр девочкам
требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом
помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом.
Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них
было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек
лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов
к играм.
Когда в игре
будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и
умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель
может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков
выполнения в игре социальных функций.
Воспитание детей с
учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку
осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей
должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я
– мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития
общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом
преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в
личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность,
несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими,
чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.
Девочки, как
будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными
инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что
воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет
определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех
образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в
семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на
девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть
успешными в современном обществе.
Воспитатель ГБОУ СОШ №12 г.Сызрань
Н.В.Штырева
|
Календарь |
---|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|